Ритуал | Ритуал (М. Дяченко, С. Дяченко)

Венцеслава F
Аватара
Венцеслава F
Возраст: 36
Репутация: 915
С нами: 3 года
Откуда: Краснодар
Статус: тринадцатая валькирия
Сайт ВКонтакте Skype

Сообщение #1 Венцеслава » 20.12.2017, 13:52

Изображение

Ритуал
.
1996 | Украина, Белоруссия | рус.
фэнтези, повесть
LiveLib | Лаборатория Фантастики | ТЕКСТ РОМАНА (рус.)

Авторы: Марина Дяченко, Сергей Дяченко. Первое издательство: Кранг, Фолио.
Экранизация: Он - дракон (Россия, 2015, И. Джендубаев)

[эта статья пока не окончена]

Soleyl F
Аватара
Soleyl F
Репутация: 259
С нами: 2 года 11 месяцев
Статус: Иллюзионистка

Сообщение #2 Soleyl » 20.12.2017, 14:21

Свобода творить ритуалы

Одинокое небо спpятало в тyчи лицо
Hавеpное, с гоpя.
Устало гpимасничать в зеpкало моpя.


Писать о любимом авторе все равно что пересыпать песок в ладонях — упоительно, залипательно и… бесполезно. Если любимый автор также является известным и плодовитым, бесполезное занятие становится очень скучным для окружающих — 33 буквы алфавита, восторженный спектр языка, все не только сказано, но и записано разной степени профессионалами. Впрочем, когда это кого останавливало?

Супруги Марина и Сергей Дяченко — писательский дуэт родом из Украины, пишущий в жанре фентези, социальной фантастики и магического детектива. Сами они свою нишу полушутя-полувсерьез называют М-реализмом — «магическим» по ее мнению и «Маринкиным» — по его. К литературе они пришли уже взрослыми состоявшимися людьми — у Сергея два образования, врача-психиатра и сценариста, Марина актриса — написав первый свой роман «Привратник» практически на спор, желая объяснить друг другу свою точку зрения. Сейчас у них более 200 произведений, изданных на русском, украинском и английском языках и множество российских и европейских наград. Особенность их творчества в том, что единичное фантастическое допущение позволяет им создавать единственный в своем роде живой дышащий мир. Книги Дяченко, очень разные по настроению и целевой аудитории, имеют одну общую черту — видимость в них никогда не совпадает с действительностью. А действительность при ближайшем рассмотрении дробится на множество ракурсов-отражений самой себя. Что интересно, завязка историй практически не бывает ни многообещающей ни хоть сколько-нибудь оригинальной. Легковесное начало не предвещает ни глубины, ни особого смысла. Образный, но легкий слог увлекает на уровне подсознания, сюжет незаметно, но неумолимо набирает обороты, будничность обстоятельств заставляет примерять ситуацию на себя, и через 20-30 страниц читатель завязает уже всерьез в хитросплетениях происходящего и собственных переживаниях.

Написанный в 1996 году «Ритуал» можно назвать одной из самых сюжетно простых и самой романтичной книгой авторов. В отличие от других произведений Дяченко, эта книга не была отмечена критиками, но волею кино именно она стала известна широкому зрителю. Исполняя древний ритуал, дракон похищает принцессу. Надеясь на тот же ритуал, принцесса ждет рыцаря-освободителя. Знакомая, приторно-конфетная сказочка внезапно начинает трещать по швам, когда выясняется, что дракон вовсе не жаждет становиться людоедом, а принцесса совсем не так прекрасна, чтобы ее спасать. Вырвавшись из привычного мира, потеряв проложенные пути, двое сказочных персонажей постепенно обретают вполне человеческие черты, но также незаметно теряют шансы на сказочно-счастливый конец своей истории. Впрочем, с этим можно поспорить.

Книги Дяченко, и «Ритуал» в том числе, лучше всего характеризуются через «не» Имена персонажей неважны, они никогда не соответствуют друг другу ни по географии, ни по времени происхождения. Внешность неважна от слова «совсем». Естественно, большинство авторов намекает, замечает или самоуверенно утверждает, что на первом месте для их героев внутренняя суть, а не внешняя привлекательность. Вот только прочитав/прожив «Ритуал», это становится ясно на уровне ощущений. Кроме того, небольшое по объему произведение, написанное простым сочным языком, затягивающе интересное в мелочах, в целом читается как кактус в горле — продирается с трудом, и ни вперед ни назад. Виной (или достоинством) тому исключительная эмоциональная насыщенность при внешней неказистости происходящего или многочисленность попутно затронутых тем — каждый решает для себя сам. Споры о финале «Ритуала» не утихают на фанатских сайтах до сих пор, читатели гадают «жив — не жив», приводя все более изощренные аргументы, даже, несмотря на то, что Дяченко в одном из интервью милосердно намекнули на свой замысел. В этом смысле автору этих строк повезло — несмотря на врожденную склонность сомневаться во всем и вся, книга для меня звучит безусловным гимном независимости, бесстрашию и преданности — ликующим симфоническим оркестром.

Пытаться ужать посыл книги в несколько простых и четких предложений возможно, но вот надо ли? Ритуал для героя — Промысел, убийство, удел драконов, ритуал для героини — этикет, удел принцесс. В конечном итоге эти ритуалы становятся цепями, которые душат в каждом из них Человека, цепями внутренними, отложенными в сознании, освященными веками и традициями. Сломав их раз, дракон и принцесса ломают предначертания, обретают возможность творить свою собственную историю. В той или иной степени в каждой своей книге Дяченко говорят о людях, о рождении — или проявлении — из толпы Личности и преодолении обстоятельств, даже когда пишут о драконах, магах и маленьких школьницах. «Ритуал» — история одиночества и бегства от него, о поисках свободы и понимании разницы между тем и другим. Конечно, в большей или меньшей степени это субъективизм, фразы-валерьянки, которые годятся для чего угодно. И даже Индар Джендубаев, создатель киноверсии «Ритуала» в чем-то был прав, хотя — небо свидетель! — не любовь была там главным.

Кстати, о киноверсии. В 2015 году Тимур Бекмамбетов, главный русский на американском континенте, вооружившись супругами Дяченко в качестве сценаристов и 18 млн во всемирно уважаемой валюте, поставил фильм «Он — дракон» по мотивам книги. Конечно, за это по мотивам, а также за отмеченные многими спецэффекты, его можно не пинать так сильно… Хотя — какого дракона?! Свести философскую притчу об инаковости и поисках себя в мире единственно к легенде «люблю-нимагу» — при всем уважении, это мелковато. С другой стороны — благословенна будь, другая сторона! — без литературной привязки, без знания оригинала фильм оказался неожиданно запомнившейся трогательной романтической историей.
Битва между сторонниками кино и литературы началась уже давно и определенно не закончится сегодня. Киноистория, как и история книжная, часто — всегда, всегда! — не только то, что вложили туда создатели, но и то, что почерпнул зритель. Потому, несмотря на очевидную преемственность, «Он — дракон» останется щемящее-нежной сказкой для девочек, а «Ритуал»… «Ритуал» — это совсем другая история.
Главное, с какой стороны посмотреть...


Вернуться в «Литература»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость