Форма голоса | Koe no katachi (2014)

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 81
С нами: 2 года 10 месяцев

Сообщение #1 Chester » 04.02.2018, 16:00

Изображение
Форма голоса (Koe no katachi)

2014 | Япония
драма, романтика
LiveLib | Shikimori | Википедия
Автор: Ёситоки Оима

Эту мангу не сразу решились издавать, поскольку она затрагивает темы, о которых японцы хотели бы молчать. История глухой девочки, которая пытается учиться на одном уровне со всеми, но в конце концов подвергается травле. В более глубоком смысле - это манга о том, как люди часто не слышат друг друга, не могут общаться, а потому не понимают друг друга и отделяются.
Дополнительные материалы:
Дополнительные материалы:
Интервью Ёситоки Оимы для Kodansha Comics

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 81
С нами: 2 года 10 месяцев

Сообщение #2 Chester » 04.02.2018, 16:09

Изображение Изображение

Изображение Изображение

ИзображениеИзображение

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 81
С нами: 2 года 10 месяцев

Сообщение #3 Chester » 04.02.2018, 16:11

Искупление

Здравствуйте, я - Честер, и я - мангаголик.
*хлоп-хлоп-хлоп


На самом деле - нет. Субкультура японских мультсериалов и комиксов мне почти незнакома. Я её в какой-то мере даже побаиваюсь. Стоит только начать - и где-то неподалёку замаячит перспектива стать почётным затворником-хикканом. Хотя, она и так маячит. Но лучше не усугублять. Так что, ну кроме Берсерка, я не видел ни одного аниме-сериала, даже из числа знаковых. А вот полнометражное аниме - моя слабость. Миядзаки, Синкай... и всё: знакомиться с подводной частью айсберга не получается. Стоит какой-то лимитатор. Но тут дёрнуло посмотреть "Форму голоса". И вроде небезупречный фильм, а придираться не хотелось, ибо оставил приятное впечатление. Вскоре я узнал, что у него есть первоисточник и, в надежде продлить послевкусие, вдохнул полную грудь и занырнул в этот чудный мир чёрно-белых небрежных рисунков, чтения справа-налево и звукоподражаний "бум", "чпок", "дзынь".

Подчёркнуто простенькие монохромные картинки казались непривычными лишь первую пару глав: герои, места и действия, за редким исключением, легко различимы и при беглом чтении. Толстоватые линии, насыщенный чёрный и текстурные оттенки серого добавляют изображению некоторую неопрятность, но вкупе авторский стиль выглядит симпатично. В Японии манга - лёгкое и популярное чтиво, любимое всеми от мала до велика. Художники работают как конвейеры, а потому в жанре давно сложился язык упрощений и условностей. Собственно, как и язык жестов, он заточен на информативность и понятность. Поэтому, чтобы выделиться, мангакам приходится искать свой стиль в деталях, экспериментировать с концепциями и рассказывать интересные истории, конечно же.

Одну из таких сочинила восемнадцатилетняя Ёситоки Оима и представила на конкурс ваншот - нечто вроде пилотной серии с экспозицией будущего произведения, - где подробно расписала нелёгкую долю девочки-изгоя. Получилась бы исповедь жертвы, однако фокальный персонаж ни разу не девочка, а засранец Сёя Исида - лидер шестого класса, бесстрашный и харизматичный индивид, нахальный с учителями, грубый с матерью. По его инициативе начинается травля глухой одноклассницы Сёко: шалости придумывает он, одноклассники помогают, поддакивают, смеются и лишь смущаются, если друг перегибает палку. Когда палок набирается на целый частокол, в дело вмешиваются взрослые: девочку переводят в другую школу, а поиск виновных останавливается на Сёе. Под напором учителей одноклассники сдают Исиду, выкладывая весь список его деяний - что справедливо. В ответ стрелочник напоминает друзьям, что и они либо третировали Сёко, либо спокойно наблюдали - что тоже справедливо. Но соседка по парте, взрывная Наоко, громко возмущается, друг Кадзуки парирует обвинения, отличница Мики пускает слезу. Вся вина ложится на заводилу, а обиженные друзья не прощают ему попытку утянуть их за собой. И с того момента унижать начинают уже его.

В издательствах такую провокационную работу встретили с опаской: слишком болезненна тема школьных издевательств в Японии. Но художница, похоже, убедила редакторов, что не будет спекулировать на травле, а использует её как основу для сюжета. Хотя до конца не понятно, задумывала ли Оима сместить вектор изначально или сдалась перед обстоятельствами. В продолжении уже не будет издёвок, а тема инвалидности Сёко раскроется фрагментарно. Как бы то ни было, за мангу вступилось общество глухонемых и спустя три года после премьеры ваншот оказался на страницах популярного юношеского журнала. А спустя ещё два стартовал выпуск полноценной манги из семи томов, повествующей о дальнейших событиях.

К выпускному классу Сёя становится изгоем: ни уважения, ни друзей, ни планов на будущее. Закрылся ото всех, смирился с обоюдным игнором, он не смотрит людям в глаза, не слушает их разговоры. Художница изобразила это психологическое состояние, залепив лица сверстников и учителей косыми крестами: все они здесь, и все вне зоны доступа. Дойдя до точки, Исида решается свести счёты с жизнью, предварительно попросив прощения у той самой девочкой, однако осознаёт, что вину так просто не искупить и возвращать долги придётся в другом эквиваленте. И он пытается воссоздать то, что разрушил, сблизиться с ней, окружить людьми, которые могли быть её друзьями. Которые когда-то были его друзьями. Он отвоёвывает у прошлого осколки разбитого счастья, которого заслуживает Сёко. Но на то они и осколки: больно режутся, напоминая о делах минувших дней. Между друзьями всплывают былые обиды, и наспех склеенный хрустальный замок рассыпается, ранит всех его обитателей.

Больше всех чувствуют вину Сёя и Сёко. Юноша упрекает себя, что старается не столько ради девушки, сколько для самоуспокоения. А та вовсе считает себя виновницей всего: мол, она - обуза, из-за неё развалился некогда дружный класс. Какая глупость! Но какая живая, искренняя глупость закомплексованной неполноценной школьницы. Глупостей в манге вообще довольно много, но после очередной хочется не возопить: "Какие они тупые!", а улыбнуться: "Какие они глупые". И здесь на первый план выходит тема сложности общения. На контрасте с молчаливой подругой молодые люди неумело пользуются таким привычным для них даром речи. Каждый спор выливается не в конструктивный диалог, а в словесную пикировку и взаимные обиды. И тем трогательнее выглядит на таком фоне сцена признания в любви, когда плохо владеющая голосом девушка от всей души хочет не написать, не прожестикулировать, а произнести, заветные слова. И потом плачет в подушку и злится не на него, конечно, не разобравшего "Я фтя лю на", а на себя, что не смогла быть понятой.

Простота конфликта и посыла, ориентированная на читателя-подростка, не помешает насладиться достойно раскрытыми персонажами, эмоциональностью и даже художественным наполнением. Всё-таки, несмотря на молодость, Оима уверенно выделяет значимые моменты графическими средствами. Опорные кадры, как правило, портретные, не стесняясь, захватывают две трети страницы. В редких случаях встречаются полноценные картины на весь разворот. Рисунки с косыми рамками появляются в напряжённых и динамичных сценах. В общем-то, комикс представляет собой неплохой образец раскадровки, и аниме, охотно скопировавшее многие планы и ракурсы, только подтверждает качество.

Остаётся лишь немного взгрустнуть о том, что с изначальным замахом, да при должной смелости, комикс мог стать чем-то большим, чем просто занятной школьной драмой о дружбе. Но тогда, может, он не увидел бы свет или остался незамеченным. А так миллионы людей вспомнили о таких важных и, казалось бы, очевидных вещах, которые почему-то остаются в негативной повестке дня. И благодарное общество глухонемых в сотрудничестве с автором выпустило учебные материалы, памятки и листовки. Значит, чтобы был услышан голос автора, форма его, пожалуй, и должна быть понятной и открытой для большинства. Например, неожиданно для себя всякий читатель запомнит несколько слов языка жестов. А может и вдохновится его изучить. Я вот вроде даже вдохновился. Вроде.


Вернуться в «Графические романы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость