Trout Mask Replica (Captain Beefheart & His Magic Band) | альбом

Модератор: Mias

cherocky M
Отличник
Отличник
Аватара
cherocky M
Отличник
Отличник
Возраст: 27
Репутация: 959
С нами: 2 года 10 месяцев
Откуда: Новосибирск
Статус: Ненавижу статусы

Сообщение #1 cherocky » 22.03.2018, 14:01

Изображение

Trout Mask Replica
1969 | США | англ.
Википедия

Исполнитель: группа Captain Beefheart & His Magic Band.
Жанр: экспериментальный рок, фри-джаз, блюз-рок.

дополнительные материалы (1)
Изображение Все песни альбома онлайн (англ.)
СЛУШАТЬ КОМПОЗИЦИЮ (Moonlight On Vermont)
phpBB [video]

cherocky M
Отличник
Отличник
Аватара
cherocky M
Отличник
Отличник
Возраст: 27
Репутация: 959
С нами: 2 года 10 месяцев
Откуда: Новосибирск
Статус: Ненавижу статусы

Сообщение #2 cherocky » 22.03.2018, 15:38

Дуэт форели и быка

«Том Уэйтс теперь звучит как Джули Эндрюс», — что-то подобное написали в главной нью-йоркской газете после прослушивания альбома «Trout Mask Replica». Про голос бородатого мужчины, выступавшего под псевдонимом Капитан Бифхарт (ни много ни мало, «бычье сердце»), действительно ходило много легенд, данные о диапазоне колебались от четырех до семи октав, и в общем-то уже этого бы хватило, чтобы обойти по харизме почти весь коронованный мейнстрим шестидесятых, сочащийся запоздалым бунтарством. На нашу беду (или счастье) господин Бифхарт еще и сочинял музыку, руководя коллективом из молодых музыкантов. Работу над альбомом можно описать так: Капитан, не имеющий музыкального образования, несколько часов подряд насилует фортепиано, после чего ударник (!) фиксирует ноты и составляет партии для остальных инструментов, а затем кошмар продолжается на записи, где исполнение необходимо вновь подогнать под исходный замысел создателя. Результатом стало престранное сюр-произведение, из которого, как русская литература из «Шинели», вышли сам Том Уэйтс, Talking Heads, Franz Ferdinand, да и более-менее вся порядочная альтернатива.

Перед нами музыка, которая остервенело держит оборону, она не дает на себе сосредоточиться, яростно сопротивляется выделению структур, и, кажется, такова ее единственная цель. Две равноправные гитары существуют в разных (и меняющихся) тональностях и разном ритме, периодически сходясь и снова удаляясь собственными путями, чтобы затем поспорить за право солировать. Бас, которому полагается быть метрическим эталоном, действует независимо, будто напротив пытается помешать и окончательно разбить любую цикличность. Вокалист (когда слова можно различить) хрипло роняет обломки антиутопических образов. Партия ударных мечется, как футбольный мяч в скоростной атаке, поочередно примыкая то к одной, то ко второй гитарной линии. Однако сделано все, чтобы мы перестали воспринимать пространство в вышеозначенных инструментальных линиях, «Trout Mask Replica» — это переплавленные саунд-слои, зернистые инопланетные поверхности, что ощетинились бугорками внезапных риффов. Сходная по смыслу идея wall of sound давно витала в воздухе, но только Капитан со своей бандой подошли к вопросу со стороны накопления естественной сложности вместо того, чтобы синтетически затушевывать и припудривать острое живое звучание по принципам ранней психоделики.

И неудивительно, автор так сильно хотел убежать от (уже тогда) надоевшего 1-2-3 рок-паттерна, что наплодил под сотню собственных мини-схем, зафиксировать которые могут только убежденные энтузиасты, прослушивая чистые партии по отдельности. Капитана Бифхарта все время хочется назвать композитором, но это, вероятно, будет концептуальной неточностью, гораздо больше подходит здесь анахроничное «саунд-художник». Разница в базисе, в минимальных языковых компонентах, которыми оперирует автор, и, разумеется, нашего героя вовсе не интересуют ноты, ему безразлично учение об аккордах и накопленные европейской музыкой, занесенные в священные книги, мелодико-гармонические фигуры, работа ведется с акустикой иных порядков. Звуки больше не подразумевают друг друга, аккорды не кластеризуют мелодию - болезненно иссыхая, она вьется, уродливо мутирует, хаотично разливается, как краска на картинах Джексона Поллока. “Все это уже было в 50-х и называлось “фри-джаз”, - обязательно скажет проходящий мимо зануда, но, как выясняется, мир устроен сложнее.

Фри-джаз и пророк его Орнетт Коулмен - все еще музыка (для) высоколобых теоретиков, по сути своей обидчивое апофатическое творчество, тщательно спланированная диверсия против неприкасаемых аксиом гармонии. В отличие от них Капитан Бифхарт — экстатик искренний, из его кармана не торчит умный сценарий. Нетрудно заметить, что путь здесь инвертирован: впервые безумие порождает структурность, но не наоборот. Сентиментальное и наивное искусство наконец-то встретились и, вопреки Шиллеру, гуляют под руку - как если бы ребенок изобрел атомную бомбу, переворачивая ведерки в песочнице. А теперь чуть изменим оптику: «Trout Mask Replica» — это изнанка благообразного мифа шестидесятых, их предсмертный хрип, их единственный шанс поговорить с нами по душам. Примерно когда Битлз совсем перестали делать вид, что играют рок, и записали вместо альбома сборник прилизанных водевилей, мыльный пузырь самого богатого на культурные мемы десятилетия лопнул, толпы хиппи застыли радужной рябью телеэкранов, к берегу выбросило цветастого левиафана с головой Энди Уорхола. Тех, кто в последней войне модерна и постмодерна сражался на стороне добра, оказалось на удивление мало. Но Капитан отстоял свой остров.


Вернуться в «Альбомы и композиции»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость