This War of Mine (2014)

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #1 Chester » 06.07.2019, 13:04

Изображение

This War of Mine
2014 | Польша | PEGI 18
симулятор выживания, стелс-экшен, сайд-скроллер
Metacritic | RAWG | Википедия

Разработчик: 11 bit stidios. Издатель: 11 bit stidios.
Платформы: Windows, macOS, Linux, iOS, Android, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch[/quote]

Тизер
phpBB [video]
Трейлер
phpBB [video]

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #2 Chester » 06.07.2019, 13:04

В плену войны

Один из коронных приёмов видеоигр – эксплуатация образа войны как арены для подвига – есть незрелый и поверхностный взгляд на предмет. С развитием гейм-индустрии, с ростом числа горячих точек на карте мира, даже самые разухабистые «войнушки» стали исподволь задаваться трудными вопросами. Ибо истинная война не та, где я, вооружившись клавиатурой и мышью, смело ворвусь в бой, взорву танк, спасу гражданских, прослыву героем и получу кучу наград. А та война, которая разорвёт в клочья, втопчет в грязь, изрешетит пулями и осколками, надругается и пойдёт сеять хаос дальше.

Эта война – моя.

Скромная польская студия первой отважилась заглянуть за ширму современной войны и показать, как меж двух огней выживают мирные жители, загнанные в ловушку из баррикад, противотанковых ежей и растяжек. This War of Mine обещала жёстко и беспощадно деромантизировать войну. Уже первые трейлеры и демонстрации внушали уверенность, что игроков ждёт важный и незабываемый опыт. И ожидания оправдались: довольны были и критики, и геймеры. Нечасто игре удаётся столь органично раскрыть непростую тему и остаться при этом игрой: увлекательной, глубокой, бросающей вызов.

This War of Mine в первую очередь менеджмент времени и ресурсов. Минуты здесь пролетают незаметно и каждую следует расходовать с умом. В первые недели находишься в бесконечном потоке нужд и планов, некогда остановиться и осмыслить ужас положения. Зато некогда и скучать: днём обустраиваешь жилище, латаешь проломы в стенах, мастеришь инструменты и кровати. А ночью обшариваешь руины, стараясь не попасть под пули. Но однажды тратить время станет некуда: все работники окажутся простуженными, ранеными или погибшими, а ночью будет некуда идти, ибо все доступные продукты и материалы уже собраны. Тогда-то понимаешь, что у тебя есть целая вечность, чтобы осознать происходящее. Расхождение кривых времени и ресурсов есть один из главных художественных приёмов игры.

Другим является её визуальный стиль. Монохромные декорации полуразрушенного здания в разрезе: обшарпанный кукольный домик, приютивший нескольких бедолаг. Грязный, небрежный рисунок карандашом и углём, словно на экране оседает копоть жизни. Выцветший мир, как на тронутой огнём старой фотографии. Упадок, разруха. Печальное гитарное соло, под которое проще повеситься, чем продолжать маленькую человеческую борьбу. И это днём, когда выходить из дома сродни самоубийству. Ночь сгущает и без того тусклые краски, догорают на обочинах машины, бьёт по вискам тревожная музыка, её разрывает гулкий собачий лай и автоматные очереди за углом. Свет гаснет – и люди, как тараканы, вылезают наружу: найти хоть что-то, что поможет протянуть ещё один день. Или остаться на этих улицах навсегда.

Играть в This War of Mine порой тяжело и морально, и физически. Она давит на органы чувств, но в первую очередь на сознание. Если вы обладаете достаточной эмпатией, то переживёте немало трудных минут, за которые, однако, чуть позже скажете спасибо. Тоска и уныние разливаются по экрану, герои болеют и голодают, а стоит одному не вернуться из ночной вылазки, как и без того еле держащийся карточный домик начнёт быстро и неминуемо рушиться. Оставшиеся персонажи впадают в депрессию, становится сложнее защищать дом от мародёров, которые к слову наряду с регулярной армией и повстанцами представляют собой три головы одной гидры: для них ваша жизнь не представляет никакой ценности. Вы – беззащитная, удобная мишень, не человек, а единица гражданского населения, без которой диспозиция станет только проще. Они грабят, насилуют и убивают. Будете ли вы наблюдателем, жертвой или участником – воля случая и вашего выбора.

This War of Mine ставит много неудобных вопросов под общей темой: как далеко вы готовы зайти, чтобы выжить? Еды, стройматериалов и медикаментов всегда не хватает. И будет ли легко отказать детям, просящим бинт для матери просто потому, что у вас его нет или потому что раненому товарищу он нужен больше чем незнакомой женщине? Рыскать по свалкам и руинам можно целую ночь, а принести в убежище только доски да гнилой помидор. И при следующей вылазке будет проще залезть в чужой фургон, лишь бы не вернуться домой с пустыми руками. А потом ворваться в дом к пожилой паре и наблюдать как немощный старик, схватив ружьё, пытается защитить жену и дом. Довести до конца войны всех вверенных персонажей невероятно трудно, а не испытать при этом на финальных титрах чувство стыда за пройденный путь – и вовсе сродни подвигу.

Так что, получается, война даже в такой нестандартной игре остаётся ареной для подвига. Но этот совершить будет гораздо сложнее и эпос про него никто не сложит. И многие ли вообще слышали о почти четырёхлетней осаде Сараева, на которой события игры и основаны? И о маленьких житейских подвигах, которые происходили на его улицах, в его дворах и домах? Война безжалостно стирает их из людской памяти, и в этом вы сможете убедиться лично.

igiss M
Аватара
igiss M
Репутация: 129
С нами: 3 года 9 месяцев
Откуда: Великие Локи
Facebook Twitter

Сообщение #3 igiss » 09.07.2019, 14:00

Спасибо за рецензию, никогда не думал, что игра может вызвать столько противоречивых эмоций. Я не играл, но мне вспомнились Rimworld и в какой-то степени Papers, Please. Было бы здорово эти игры разобрать в похожем контексте, хотя, кажется, они обе сложнее и более труднодоступны.

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #4 Chester » 09.07.2019, 14:27

igiss писал(а):Спасибо за рецензию, никогда не думал, что игра может вызвать столько противоречивых эмоций. Я не играл, но мне вспомнились Rimworld и в какой-то степени Papers, Please. Было бы здорово эти игры разобрать в похожем контексте, хотя, кажется, они обе сложнее и более труднодоступны

Papers, Please прошёл - это действительно необычный опыт, сочетающий в себе очень странный, но завораживающий геймплей и непростые размышления о месте человека в тоталитарной системе. Писать про неё, наверное, посложнее, чем на выбранные мною на конкурс игры, но это интересная задача. Я просто вовремя не вспомнил про эту игру. Rimworld только немного видел со стороны на стриме. Надо будет обязательно попробовать, ибо это воплощённая мечта - Dwarf Fortress с человеческим лицом. Это культовое произведение я в своё время освоить так и не смог: слишком сложно продраться к безграничным залежам его геймплея сквозь специфическую, куцую графику. И если Rimworld хотя бы на треть дотягивается до неё - написать лаконичный, понятный для всех отзыв о ней будет, наверное, трудновато.

Jezebel F
Аватара
Jezebel F
Репутация: 487
С нами: 3 года 9 месяцев
Статус: Hime

Сообщение #5 Jezebel » 09.07.2019, 14:46

igiss писал(а):Было бы здорово эти игры разобрать в похожем контексте...

Раз Александр так удачно и вовремя озадачил автора, то можно и мне предложить одну вещь?) Это не игра, но кинофильм, выстроенный по принципу такой игры. Мне было бы интересно прочитать такой разбор, где автор не понаслышке знает что такое виртуальная игра :oops:
The color of illusion is Perfect Blue

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #6 Chester » 09.07.2019, 15:00

Jezebel писал(а):
igiss писал(а):Было бы здорово эти игры разобрать в похожем контексте...

Раз Александр так удачно и вовремя озадачил автора, то можно и мне предложить одну вещь?) Это не игра, но кинофильм, выстроенный по принципу такой игры. Мне было бы интересно прочитать такой разбор, где автор не понаслышке знает что такое виртуальная игра :oops:

Спасибо за наводку, об этом фильме когда-то слышал, но благополучно забыл. Вообще, идея на сегодняшний день не нова, но учитывая, что Авалон прибыл с ней аж из прошлого века, это как минимум интересно. Занятные заказы, только для их реализации кому-то из вас придётся организовать следующий турнир, я настолько обленился, что без соревновательного элемента ничего не пишется :-)

Alcibiades M
Аватара
Alcibiades M
Возраст: 36
Репутация: 84
С нами: 3 года 9 месяцев
Откуда: Санкт-Петербург
Статус: Высокий
Facebook

Сообщение #7 Alcibiades » 10.07.2019, 13:43

Раньше тут было модно всякие тематические ивенты устраивать. Я бы поучавствовал в таком, где было бы про игры, в которые играют люди (или такое уже было?). Ну, если вдруг когда такое будет) С рецензиями на настолки, компьютерные игры, фильмы и книги про игры, книги-игры, литРПГ. Батлы-бабатлы опять же) Ну, или так, чтобы найти проявления игры, игровых механик, игрового мышления, хз, как сказать точнее, в классических произведениях. По сути, как доказал еще Хейзинга, эту сову можно на любой глобус натянуть, но глядеть иногда на мир с этой колокольни интересно и поучительно)


Вернуться в «Киноколлекции»