Девочка покорившая время | Toki o Kakeru Shōjo (2006)

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #1 Chester » 29.09.2019, 16:36

Изображение
Девочка, покорившая время (Toki o Kakeru Shōjo)
2006 | Япония | 12+ | 1:38
аниме, мультфильм, фантастика, драма, мелодрама, комедия]
КиноПоиск | IMDb | Rotten Tomatoes | Википедия

Режиссер: Мамору Хосода. Сценарист: Сатоко Окудэра. Оператор: Расмус Видебак. Композитор: Киёси Ёсида
Литературная основа: новелла Ясутаки Цуцуи «Девочка, покорившая время» (Toki o Kakeru Shōjo), 1967.
Актеры: Рииса Нака (Макото Конно), Такуя Исида (Тиаки Мамия), Мицутака Итакура (Косукэ Цуда) ...

Макото Конно не слишком хорошо учится, часто опаздывает и не знает, кем хочет стать после окончания школы. По вечерам она играет с друзьями в бейсбол, каждое утро вскакивает на велосипед и торопится в школу. Но внезапно в её привычной размеренной жизни случается странное событие, и Макото обретает способность перемещаться во времени.

трейлер
phpBB [video]
Последний раз редактировалось Chester 29.09.2019, 16:58, всего редактировалось 1 раз.

Chester
Аватара
Chester
Репутация: 107
С нами: 3 года 9 месяцев

Сообщение #2 Chester » 29.09.2019, 16:56

Попрыгунья

«Девочка, покорившая время» – хорошее аниме. Но лучший возраст для просмотра – до совершеннолетия, тогда оно имеет наибольший шанс попасть в самое сердце, затмив тем самым слабые стороны. Тем более, что сильные стороны и так ласкают взгляд (техническая реализация) и греют душу (романтика юности и ностальгия). Пасторальные картины японской весны дразнят теплом и свободой, становясь выдающейся красоты фонами: голубым небом с громадами-облаками, городской улицей или школьным кабинетом. Они пестры и детальны, но статичны, что вроде и свойственно задним планам, но здесь пространство словно отделяется от времени и живёт независимой, безмятежной жизнью, не обращая внимания, как вдоль него снуют машины, велосипеды, люди и главная героиня – Макото, ученица средней школы, обретшая способность прыгать во времени. Именно время является главным антагонистом бесстрастного, неизменного пространства. Усилиями героини оно постоянно отматывается назад, превращаясь в подвижную, гуттаперчевую материю и повторяет тот же трюк со структурой сюжета. Это свойство времени нашло отражение в слегка дёрганой, резкой анимации героев и объектов. Анимация не переходит грань комфортного восприятия и выполняет, по всей видимости, одну важную задачу: на фоне монументальных задних планов люди словно не совсем принадлежат пространству, что усиливает контраст между ними. Этот приём инвертируется в главной сцене с полной остановкой времени во всём мире. Тогда-то творчество талантливых художников раскрывается в шикарных натюрмортах замороженного пространства-времени, где лёд и пламень наконец сливаются и познают друг друга в неистовой безмятежности оцепенения.

Что ещё «Девочке» удаётся хорошо, так это показать личностный рост героини. Макото предстаёт беззаботной пацанкой в завязке. Реализует беспечный, эгоистичный характер за несколько первых десятков прыжков (продлит сеанс караоке или уклонится от признания в любви) и чувствует себя на седьмом небе от счастья, властвуя над временем. И лишь постепенно начинает замечать нарастающий ком намёков: её действия, какими бы безобидными ни казались, влекут неприятные последствия для окружающих. Будучи человеком, не лишённым нравственности, она переоценивает своё поведение и совершает первый личностный прыжок, но пока вслепую, потому направление выбирает не совсем верное, стараясь не просто исправить ситуации, но выправить их в лучшую сторону. Роль демиурга даётся непросто, но некоторое количество повторений помогает добиться искомого результата, однако благие намерения тоже оборачиваются неприемлемыми последствиями. И первый личностный прыжок приводит её в глубокую яму личностного кризиса. Но оказывается, именно оттуда проще сделать второй прыжок, уже более прицельный и осмысленный. Человек – существо, созданное для одного пространства-времени и должно ценить это свойство, а потому уметь принимать решения, нести за них и за себя ответственность.

А что «Девочке» удаётся не так хорошо, так это сценарий, который в истории о манипуляциях с прошлым так или иначе не пострадать не мог. Любые художественные концепции путешествий во времени испещрены логическими дырами и условностями. В конце концов, это всего лишь инструмент раскрытия специфической главной темы, потому приходится мириться с неминуемыми издержками и опускать их за скобки. И вот, чтобы натянуть сюжет на требуемую концовку, мораль и выводы, «Девочке» пришлось выдумать:
- неоднозначную концепцию (лимитированное количество прыжков во времени, привязанное к телу, а сами прыжки происходят только в процессе прыжка обычного);
- избирательность законов (прыжок возвращает всё в прежнее состояние, но машинка времени, имеющая ограниченный заряд, почему-то не восстанавливает его, а по необъяснимым причинам время иногда, как в кульминационной сцене, вообще может остановиться);
- странные правила (путешественникам во времени нельзя сообщать о себе жителям из прошлого, а нарушив это правило, они обязаны исчезнуть раз и навсегда).
Если принять все шероховатости, мультфильмом гораздо проще восхититься, если нет - от процесса сведения вводных данных в прокрустово ложе финала может остаться различного масштаба разочарование.

Что же касается тональности повествования, то она страдает от того, что в попытке быть интересным, а вследствие понятым нижней границей аудитории, аниме начинает говорить на её языке и весь кинематографический баланс смещается в эту сторону. Да, повесть о 15-летней девочке, но сам сюжет можно смело делать и повзрослее. Недостаточную серьёзность отражает не только некоторая робость в развитии сценария и малая глубина поднятых вопросов. Всё это перманентно окаймляется комедийностью даже в те моменты, когда создаваемый сюжетом нерв должен звенеть от напряжения (реакция родителей на новость о разбитом сердце Макото). Не говоря уже о прочих моментах, когда мелкие проблемы решаются забавными или экстравагантными способами. Даже сам феномен прыжков работает на комичность: прыгнув в прошлом, героиня приземляется в будущем и почти всегда влетает в стену/сносит шкаф/враскорячку плюхается оземь. И если бы это было единственное излишество, им легко можно было бы пренебречь, но так или иначе ореол ситкома назойливо маячит над каждой сценой. И потому картине недостаёт нужного количества полезного времени вывести накал драматургии на уровень, достаточный, чтобы погрузить посыл на дополнительные уровни сложности. Всё, что остаётся в сухом остатке: безусловно, приятная, добротная картина, способная грамотно донести до юных зрителей важные жизненные уроки – и на том ей большое спасибо. Покорить более амбициозные высоты «Девочка» не смогла, хотя чудо-инструмент был у неё в руках.


Вернуться в «Киноколлекции»